Ювелирное дело в России
С момента появления Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества начинает развиваться ювелирное искусство. Образовывается несколько ювелирных центров. В Устюге большой популярностью пользовались изделия с эмалью, скань, чернение. Чеканкой по серебру славились мастера Вологодчины. Чеканка нашла широкое применение при создании окладов икон, церковной утвари. Позже Вологда прославилась черневыми гравюрами по серебру, сканью.
Костромские мастера гордились своими серебряными изделиями, а в деревне Красное сосредотачивается основное производство.
Мастера по чеканке прославили Нижний Новгород. Мастера трудились в монастырях. Лаконичный и выразительный стиль подходил для изготовления окладов и церковной утвари.
К семнадцатому веку мастера Руси в совершенстве владели тонким искусством обработки камней, тиснением, чеканкой, резьбой по металлу, техниками скани, эмали, чернения.
В это время Ярославль являлся ювелирным центром Руси, где изготавливалась не только церковная утварь. Нои предметы быта и украшения.
При Петре I отечественное ювелирное искусство попало под влияние западного. Петербург становится столицей ювелирного искусства. Мастера стремятся в столицу, открывают лавки, обучают учеников.
Появляется технология эмалевого покрытия, которая выходит из миниатюрной живописи.
При Екатерине II в моду входят бриллианты в украшениях: гребни, пряжки, табакерки украшают драгоценными россыпями, делают великолепные уникальные украшения – эксклюзив.
В Москве к тому времени было открыто большое множество ювелирных мастерских – Золотая, Оружейная и Серебряная палаты.
К семнадцатому веку появилось деление по специализациям, были открыты специализированные школы для ювелирных мастеров.
После революции мастера ювелирных дел создали свою собственную артель, превратившуюся в Московскую ювелирную фабрику. Во время распада СССР ювелирные изделия фабрики были вывезены за пределы России.
Сегодня на территории Российской Федерации более 500 ювелирных заводов, несколько тысяч ювелирных предприятий.